Принцип «разделяй и властвуй» на практике
Опубликовано: 05.09.2017Принцип «разделяй и властвуй» на практике
Принцип «разделяй и властвуй» является одним из самых известных и широко применяемым не только в бизнесе, но и политике и многих других сферах нашей жизни.
Его эффективность люди поняли еще во времена Древнего Рима, когда правила в высшем обществе были невероятно жестоки и выживали только самые сильные, умные и хитрые.
Построить собственный рентабельный бизнес – значит выиграть войну и научиться командовать армией собственных сотрудников. Естественно, что под силу это далеко не каждому человеку и нужны определенные черты характера, самодисциплина и гибкость.
Начальник тиран, который стремится жестко и безжалостно подчинить себе коллектив, обречен на провал. Сотрудники будут соблюдать прописанные правила, но их мотивация на общий успех компании будет практически нулевой, а при первой же возможности они сменят место работы на другое.
Хорошо работающие модели ведения бизнеса не возникли на пустом месте. Не следует думать, что главы крупных российских и международных корпораций изобретали ноу-хау. Вовсе нет, просто работу в них выстраивали грамотные бизнес менеджеры, которые составили компанию подобно зданию из отдельных блоков. При этом каждое подразделение должно быть достаточно самостоятельным, а между ними должен дух соревнований и здоровой конкуренции, но никак не желание истребить друг друга.
Совсем обойтись без конфликтов невозможно, но грамотное руководство всегда умеет гасить их в зародыше. Иначе компания может лишиться очень ценных сотрудников, которые могут забрать с собой к конкурентам и своих подчиненных. Ведь не секрет, что среди корпораций в порядке вещей переманивать лучшие «умы» у своих конкурентов.
Принцип «разделяй и властвуй» созидательный, а не разрушительный. Однако здесь есть ряд нюансов, которые характерны для нашей страны. И если на них не обращать внимание, то случится катастрофа.
Делегируя полномочия мы стремимся к тому, чтобы бизнес работал как слаженный механизм и без участия высшего руководства. У многих в подсознании заложена картинка, которую популяризовали пресса и ТВ, показывающая олигархов на яхтах в средиземном море, в то время как сотни их компаний и заводов зарабатывают деньги.
Но что происходит в реальности? Как только власть подчиненного становится слишком большой, велик риск, что он попросту решить «отжать» бизнес. Именно это и есть одна из схем работы рейдеров, которые внедряют своего человека в высшее руководство предприятия, а, затем, делают его власть абсолютной, отодвигая в сторону прежнее руководство.
Поэтому, разделение обязанностей именно таковым должно и быть, а не просто переложение управления компанией на чужие плечи. Например, исполнительный директор и коммерческий директор – они должны быть абсолютно независимы друг от друга и подчиняться только непосредственно генеральному. Руководитель должен поддерживать дух конкуренции между ними и не допустить сговора. Также необходимо поддерживать отношения и самим коллективом. В компании всегда есть яркие сотрудники лидеры и с ними должно поддерживать прямой контакт руководство. Корона с головы от этого не упадет, а общение только через линейных руководителей дает последним неправильное ощущение своей незаменимости. Конечно же, объем информации должен быть строго дозирован и каждый из подчиненных знать о бизнесе ровно столько, сколько ему положен.
Именно такое практическое применение принципа «разделяй и властвуй» ведет к процветанию компании и сводит количество внутренних интриг к минимуму.